433030, Ульяновская обл., г. Инза, ул. Красных Бойцов, д.18, офис 4
Время работы: 9.00 - 17.00
Записаться

Народная медицина

Народная медицина - комплекс накопленных народом и передаваемых из поколения в поколение эмпирических знаний, используемых для диагностики и лечения болезней. Народные практики оздоровления пользуются большой популярностью у населения
Вакуумный массаж (баночный)
Узнать подробнее
Травничество
Узнать подробнее
Биоэнергокоррекция
Узнать подробнее

Народная медицина, часто именуемая еще как альтернативная или комплементарная - это медицина, возникшая в эпоху первобытнообщинного общества, накопившая в течение веков чисто опытным путём целебные средства и приёмы лечения, которые до сих пор передаются из поколения.

История народной медицины

Народная медицина возникла с появлением человека - более 2 миллионов лет назад в период коллективного врачевания (знахари, шаманы). С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного, вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней.

Корнями народная медицина уходит в язычество, которое исповедовали славянские племена до объединения и создания государства и до принятия христианства. Таким образом, момент зарождения народной медицины можно отнести к тому времени, с которого начинается историческое описание жизни русского народа, т. е. ко временам доисторическим.

С принятием христианства она не искоренилась, пережила более чем тысячелетие уже исторической жизни народа и даже в наше время она продолжает развиваться, широко применяется на практике теми людьми, которые владеют этим искусством, а иной раз вступают в спор с научной медициной. В наше время известно изрядное количество случаев, когда научная медицина оказывалась бессильной перед каким-нибудь случаем заболевания, даже несмотря на то что достигла наивысшего теоретического и практического развития и технического оснащения. И были случаи, когда буквально «с того света» человека и возвращали ему здоровье люди, владеющие навыками народной медицины.

С развитием и ростом Русского государства народная медицина вплоть до второй половины XIX в. оставалась единственным способом лечения болезней и поддержания здоровья простых людей, так как не существовало более доступной врачебной помощи. Ситуация изменилась во второй половине XIX в., когда появились первые земские учреждения и собственно земская медицина. Никто не может объяснить, почему, но забота о здоровье всего народа русского мало интересовала правителей Русской земли очень долгое время.

Врачевание со времен его зарождения отличалось от других видов медицины тем, что сочетало в себе и знание целебных свойств природных средств, и веру в чудодейственные силы.

Врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, их побаивались, так как они были возведены в ранг посредников между исцеляющими силами природы и человеком. Боялись их потому, что верили, что они могут таинства природы обратить как во благо, так и во вред человеку. Они занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д. Им настолько доверяли, что обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей.

Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием. По прошествии времени врачеватели обрели новое название – лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну. Лечцы широко использовали в своем деле не только растительные средства (такие, например, как листья березы, чеснок, полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и т. д.) и различные магические заговоры, но и продукты животного и минерального происхождения, например растертый в порошок хризолит применялся при сильных болях в животе, а женщинами для облегчения родов рекомендовали носить рубин.

Наиболее известным целебным средством со времен лечцов, дошедшим до наших дней, стала так называемая кислая вода или нарзан. Название это исконно русское и в переводе означает «богатырь-вода». Первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Правде» – древнейшем своде законов. Свод этот был составлен еще при Ярославе Мудром в XI в., а дополнил его Владимир Мономах своим «Уставом» (1113–1125 гг.). Там-то впервые и нашли закон о праве требовать возмещения морального ущерба с человека, причинившего увечье не только тому, кому был причинен ущерб, но и в казну государства, а также право доктора (лечца) брать вознаграждение за оказанную помощь, так называемую мзду.

Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил природы – травники и лечебники. Особенно широкое распространение это получило после принятия христианства и появления письменности. К сожалению, нам досталась в наследство лишь малая толика тех источников, так как большинство из них погибло или было украдено во время войн. Интересно то, что в дошедших до нас книгах есть средства, которые применялись не только после принятия христианства, но и задолго до него.

Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины.

Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина. Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.

Народная медицина в это время существовала параллельно и, как мы уже говорили, активно развивалась вплоть до XVIII в. О данном факте говорит, в частности, содержание травников и лечебников. Реформы медицины XVIII стали переломными. Этот был тот момент, когда народная медицина уже стала отходить на второй план. 

Мы подробно рассказали о том, как происходило в России перевоплощение народной медицины - в современную традиционную. Если провести анализ, то нетрудно понять, что современная медицина возникла не из ниоткуда - а на столпах той самой народной медицины. Безусловно, за все это время народная медицина испытала все этапы: от зарождения в первобытном общество до развития и стагнации.

Востребованность народной медицины в наши дни

Именно с XVIII века, с серьезным развиттием монастырской и официальной медицины, народная перезодит в полуподпольное состояние. По-сути, ее в остаточном варианте удалось сохранить лишь в отдаленной сельской местности. Если говорить о сегодняшнем дне, то встретить ее наиболее ярких представителей, по прежнему, можно в обособленных республиках, где еще живы этнические обряды и традиции. Это Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Чувашская и ряд других. 

Примечательно, что народная медицина по-прежнему востребована у населения. Так, согласно результатов опроса, проведенного в 2017 году Левада-центром, Более 50% россиян доверяют народной медицине, у трети не вызывает доверие классическая медицина. При этом 16% опрошенных доверяют гомеопатии.

В начале 2000-х годов группа российских ученых проехалась по 40 деревням и селам Тюменской области. Оказалось, что на тот момент народная медицина в лице бабушек-знахарок процветала и прекрасно уживалась с медициной официальной (местные врачи и фельдшеры). Иногда доктора сами рекомендовали своим больным народные методы лечения.

В ходе исследования ученые опросили медицинских работников: из города, из села и студентов-медиков. Оказалось, что 41% опрошенных положительно относятся к таким представителям народной медицины, как знахари, травники, лекари и костоправы. Причем городские врачи оказались к целителям намного лояльнее, чем сельские, и даже сами обращались к народным медикам чаще, чем их коллеги из села. Самые частые причины контактов народной медицины и официальной — грыжи и нервные заболевания («сглаз», «испуг», «невралгия», «порча»).

В другом исследовании, проведенном в Чувашии, было показано, что к методам народной медицины обращаются 72% врачей — и только 57% пациентов. Более того, подавляющее большинство медиков рекомендуют своим больным использовать средства народной медицины. Конечно, в основном это фитотерапия  (67%). На водолечение и ароматерапию  приходится только по 27% рекомендаций, на апитерапию — 24%, на гомеопатию — 21%, голодание и мануальную терапию назначают только 18% врачей-приверженцев народной медицины.

Официальную медицину в народной больше всего привлекает траволечение. Многие травяные сборы давно перекочевали на полки аптек и назначаются врачами в комплексе с лекарствами. Кроме того, народная медицина дала миру множество прекрасно работающих препаратов. Аспирин, кодеин, дигоксин — все эти вещества когда-то впервые были выделены из растений. Более того, известны прецеденты, когда препарат на основе растения за счет уникальной комбинации входящих в его состав веществ, оказывался даже более эффективным, чем его химические версии.

В АНО "Центр оздоровительных практик" народная медицина и ее специалисты занимают особое почетное место среди реализуемых практик и методик. Наши специалисты, применяя знания и опыт отечественных травников и лучшие народные практики, могут избавить человека от многих недугов как физического, так и ментального плана. Для этих целей мы применяем апитерапию, травничество, костоправство, вакуумный (баночный) и медовый массаж, гипнотерапию.